Lex semper dabit remedium
Закон всегда предусматривает способ защиты

(044) 332-00-32

(068) 585-95-85

(067) 691-20-69

  • О нас

  • Услуги

  • Статьи

  • Новости

  • Контакты

Как бороться с длительным неисполнением судебных решений в Украине?

17 июля 2014 года Суд постановил окончательное решение относительно 31 заявления по делу "Яворовенко и другие против Украины". Все эти обращения соединяет то, что они касаются длительного невыполнения государством решений национальных судов, постановленных в пользу заявителей.

Рассмотрев эти заявления, ЄСПЧ констатировал, что государством Украина нарушено:

- п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод - праве на справедливое судебное разбирательство;

- ст.13 конвенции - право на эффективное средствоправовой защиты;

- ст.1 Первого протокола к конвенции - право собственности.

Учитывая данные нарушения Евросуд обязал Украину в 3-месячный срок из даты постановлення решения :

1) выполнить в полном объеме национальные судебные решения;

2) оплатить в пользу каждого из заявителей компенсацию материального и морального вреда в размере €2000.

Одним из заявителей по этому делу было юридическое лицо, перед которым государство имеет долг в размере сверх $5 млн. Кстати, это требование является одним из наибольших среди заявлений, объединенных по делу "Яворовенко и другие против Украины".

Заявление в Страсбург было направлено мной еще в 2005 году - учитывая очевидную безрезультатность национальных юридических процедур защиты прав клиента.

Да, в 1997 году решением Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Украины из соответствующего государственного предприятия была взыскана задолженность в размере сверх $5 млн. Однако напротяжении следующих 5 лет это решение оставалось невыполненным. В 2002-ом были инициированы судебные процессы относительно взыскания с Украины в лице уполномоченных государственных органов вреда, нанесенного невыполнением решения МКАС. Еще через 5 лет в 2007-ом, Хозяйственный суд г.Києва соответствующий иск удовлетворил. Однако это решение доныне остается не выполненным.

Кроме этих основных процедур, осуществлялись ряд других действий, направленных на защиту прав заявителя. В частности, к государственным органам направлялись многочисленные обращения относительно предвидения в бюджете средств для выполнения указанного решения хозяйственного суда. Также инициировались судебные споры относительно признания противоправными действий и бездеятельности органов государственной власти и недопущения постоянной отсрочки выполнения судебного решения. Соответствующие материалы систематически предоставлялись Евросуду как яркое подтверждение нарушений государством Украина положений конвенции. Очевидно, все это было учтено ЕСПЧ при постановленнии окончательного решения.

На момент постановлення Европейским судом указанного решения государство Украина не выполняла своих обязательств перед моим клиентом на протяжении 17 лет - по решению МКАС и 7 лет - по решению Хозяйственного суда г.Києва. Причем причиной их невыполнения уполномоченные государственные органы называют отсутствие бюджетных средств. Это является стандартной отговоркой в процессе выполнения судебных решений, в качестве должника по которому выступает государство.

И, кстати, это в то время, когда соответствующей программой в госбюджете из года в год предусматриваются расходы на выполнения подобных судебных актов, которых достаточно для полного или хотябы частичного выполнения вышеупомянутого решения ГСК.

Да, бюджетной программой "Возмещение вреда, нанесенного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры исуда, возмещения гражданину стоимости конфискованного и бесхозяйственного имущества, взысканого в доход государства, возмещения вреда, нанесенного физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, их должностных и служебных лиц" в 2011 и 2012 годах было предусмотрено по 30 млн грн., в прошлом году - 37,5 млнгрн.

Решение ЕСПЧ от 17.07.2014 является важным шагом в процессе защиты нарушенных прав всех заявителей по делу "Яворовенко и другие против Украины". В частности, важно, что решение ГСК от 2007 года, которым в пользу моего клиента взыскана из госбюджета значительная сумма, должно было выполняться за счет названной бюджетной программы, которой на 2014 год предусмотренные расходы вразмере 18,75 млн грн. Теперь (как подтвердили в Министерстве юстиции - секретариате правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека) это судебное решение будет выполняться в рамках выполнения решения ЕСПЧ от 17.07.2014 за счет другой бюджетной программы - "Платежи на выполнение решений иностранных юрисдикционных органов, принятых по результатам рассмотрения дел против Украины". Обращу внимание на то, что этой бюджетной программой предусмотренные расходы в размере свыше 170 млн грн. - почти в 10 раз больше, чем предусмотрено по бюджетной программе на выполнение решений национальных судов.

Кроме этого, вышеупомянутое решение ЕСПЧ создает важный прецедент, который в соответствиис законом "О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека" является обязательным для применения государством и должен стать действенным инструментом влияния на нее впроцессе выполнения и других судебных актов, неохваченных указанным решением ЕСПЧ.

Следовательно, судьи Евросуда констатировали, что отсутствие средств в национальном бюджете не может служить основанием для невыполнения государством своих обязательств за судебными решениями. Бездеятельность государственных органов относительно выполнения таких решений суда, в частности постоянные отсрочки, которые обусловливаются недостаточностью бюджетных средств, как подтверждает решение ЕСПЧ, - незаконные. Поэтому всем, кто сегодня добивается выполнения судебного решения, должником за которым является государство (в лице уполномоченных органов), можно посоветовать принять во внимание и эти обстоятельства и указанное решение ЕСПЧ и обращаться в Страсбург.

Источник: http://zib.com.ua/